Юзабилити сайта: критерии оценки

16.06.2016

Если ваши менеджеры, разрабатывающие сайт, считают привлечение пользователей для проведения тестирования дорогим удовольствием, то существует более дешевая альтернатива – оценка по критериям.

Зачастую юзабилити-тестирование противопоставлено экспертной оценке. Но кто должен стать экспертом, и какие качества должны быть у такого специалиста? По этой причине нельзя доверять мнению эксперта, который не понимает специфику вашей целевой аудитории, даже если разработчик обладает большим опытом. До проведения работ на сайте выясните, какие критерии  будут оцениваться на вашем ресурсе. Критерии определяются заранее, чтобы во время тестирования «за бортом» не оказались важные детали.

Для стандартизации оценки необходимо использовать один из вариантов оценочных листов.

Список объектов для проверки:

  1. Навигация и Информационная архитектура
  2. Дизайн и Структура страниц
  3. Контент, Содержание страниц
  4. Формы и Диалоги
  5. Цвета
  6. Графика
  7. Оформление текстов
  8. Устойчивость к ошибкам
  9. Браузерная совместимость, Особенности реализации

Оценка юзабилити по сценариям использования продукта

Перед каждым сайтом ставятся задачи, которые конечный потребитель может решить с помощью этого веб-ресурса. Поэтому необходимо проверить, насколько выполнимы поставленные задачи и смогут ли они удовлетворить потребности пользователя.  Любые препятствия на пути  решения задач должны быть устранены.

Один из популярных способов оценки по ключевым сценариям – это эвристическая оценка, разработанная Якобом Нильсеном, как самый «дешевый» метод. Опытные эксперты (обязательно их должно быть  несколько)  проходят по составленным сценариям.  Это формальное описание задач пользователей, для которых разрабатывался сайт. В процессе выполнения заданий специалисты фиксируют проблемы, с которыми сталкивались. Выявленные проблемы классифицируются на основании эвристик:

Наглядность представления состояния системы

Определяется, насколько пользователю понятно, в каком состоянии находится сайт. Оценивается время отклика сайта на действия пользователя.

Связь с реальным миром

Со своей целевой аудиторией сайт должен «разговаривать» на языке, понятном всем потенциальным клиентам. Информация должна излагаться логично и естественно. Понятия, фразы и слова - знакомы любому посетителю.

Свобода действий пользователя и управляемость на сайте

Зачастую посетители используют функции сайта ошибочно, например, не понимая до конца назначение функционала сайта. Поэтому должна быть предусмотрена возможность оперативного выхода из нежелательной ситуации.

Стандарты и согласованность

Как показывает юзабилити-тестирование, пользователи теряются в ситуации, когда одни и те же продукты или услуги называются терминами-синонимами. Необходимо постоянно контролировать, чтобы сайт соответствовал  стандартам, принятым в вашей сфере бизнеса.

Предотвращение ошибок

Чтобы предотвратить возможную ошибку пользователя, сайту необходимо вовремя оповестить о возможных последствиях до совершения окончательного действия. В некоторых случаях возможно ограничивать действия посетителя, чтобы избежать ошибки.  

Узнавание против запоминания

Удобный сайт не создает нагрузки на память пользователя. Для этого объекты, различные действия, а также возможности выбора должны быть наглядно представлены. Если структура сайта правильно организована, то потенциальный покупатель не запоминает нужную информацию или последовательность страниц, а действует на интуитивно понятном уровне. Тексты-инструкции должны легко восприниматься и иллюстрироваться.

Пример модернизации сайта "Планета игрушек"

Гибкость и эффективность использования

Начинающему пользователю обычно незаметны комбинации «горячих клавиш». Однако этот функционал значительно ускоряет работу опытного пользователя. Сочетание “горячих клавиш” делает сайт высокоэффективным и для опытных пользователей, и для новичков. Удобный интерфейс сайта позволяет настраивать  операции, которые используются чаще других.

Эстетика оформления и минимализм дизайна

При разработке дизайна сайта и нового оформления страниц анализируется информация, нерелевантная контексту работы пользователя. Если дополнительный элемент страницы конкурирует с релевантной информацией, то это снижает наглядность страницы.

Пример модернизации портала о цифровой технике"Айканто"

Предвидение ошибок и восстановление работы сайта

В случае возникновения ошибки оповещение о возникшей неполадке должно выражаться простым языком, без использования специальных технических терминов. Кроме этого, при возникновении любой проблемы сайт должен предлагать решение.

Справочная система сайта и документация

Так как  посетителями сайта являются обычные люди, не рекомендуется использовать документацию и справку. В некоторых случаях все же необходимо оказать пользователю помощь. Поэтому такая информация должна быть доступна, изложена кратко и сфокусирована на задаче конченого потребителя. Справочная информация должна содержать перечень конкретных шагов.

После завершения эвристической оценки эксперты обсуждают полученные результаты и оценивают возникшие различия. Эксперты совместно отбирают наиболее существенные проблемы и рекомендуют способы их устранения.